TFP - Особое мнение
Здравствуйте всем. Решиться на то, что бы преодолеть свой комплекс перед эпистолярным жанром на этом замечательном сайте и высказать-таки своё ИМХО на тему ТФП мне помог очередной телефонный звонок примерно вот в таком стиле:
- Привет, а ты снимаешь ТФП?
- Добрый день, да. Расскажите подробнее, что у Вас за идея?
- Мы с подружкой хотим пофотаться и еще нам нужны модельные портфолио в агентство...
- ... O_o
Определимся с терминами: Что такое ТФП?
На эту тему было уже много статей, поэтому мы вкратце : ))
TFP - это аббревиатура, которая расшифровывается как Time For Print или в вольном переводе "Время за Снимки". Сейчас по сети ходит новый термин TFCD - Это когда снимки не распечатываются, а отдаются на цифровом носителе, например CD. Но в среде "олдскульных" фотографов это все равно называется "ТээФПэ" и не важно с какой флешкой к вам приехала модель... : )) В мире начинающих фотомоделей ТФП это отличный способ, поучаствовав в каком-нибудь интересном проекте, пополнить свое профессиональное портфолио качественными снимками. Многие просто любят делать это, им нравится сам процесс (отдельный респект), но чаще всего девушек интересует конечный результат, то есть фотки : )) Получается, что с точки зрения экономической теории, ТФП - это обмен услугами, которые по умолчанию признаются равными. Но это не всегда так, например: если ко мне завтра приедет на ТФП Анжелина Джоли, то я не буду делить с ней расходы по оплате номера в шикарном отеле, я оплачу его сам, хотя бы потому что такое событие выпадает раз в жизни... максимум два (если съемка ей понравится) : )) Четких правил для ТФП нет, они обговариваются в каждом случае отдельно с фотографом, желательно ДО съемки. В этой статье я пытаюсь донести свою личную точку зрения на процесс "обмена услугами" между фотографом и моделью. : ))
Зачем нужно ТФП?
Чуть выше я рассказал, зачем ТФП нужно модели, теперь давайте поясним, какой смысл фотографу работать бесплатно? Это очень важно, ведь если фотограф не получит то, ради чего всё это было затеяно - значит он сработал в минус. Потому что это же время можно было бы направить на.... (ну тут много вариантов, перечислять их всех очень долго ) Я насчитал пять основных причин для проведения ТФП-съёмки:
1. Тестирование нового оборудования - то, что обязательно нужно сделать ДО коммерческой съемки а не во время её (неприятно будет узнать после важной съемки, что цветовая температура новой вспышки отличается от заявленной или что новый софт-бокс на такой уж и софт... : ))
2. Рекламная съемка (её оплачивает заказчик, бюджет проекта не позволяет нанять профессиональную модель) - любая начинающая модель будет рада пополнить свой опыт работы участием в реальном проекте.
3. Формирование собственного портфолио на заданную тему. Даже если Вы давно и много снимаете, возможность сделать собственное портфолио таким каким Вы его видете очень важна (это вопрос узкой специализации: свадьбы, реклама, дети, съемка для журналов). На любой деловой встрече портфолио должно показываться раньше визитки : ))
4. ТФП как тренировка (перед "необычным" заказом или темой которую фотограф раньше не снимал, не плохо бы провести пробную фотосессию - больше шансов сделать заказ на отлично)
5. Личный проект - свободное творчество, обучение, практика и профессиональный рост фотографа (прочитали про светлый ключ? Хотите попробовать его? Эсперементировать лучше на ТФП а не на клиентах, можно получить фатальный пересвет, вернуть деньги, испортить репутацию). Про это я думаю надо рассказать более подробно
ТФП как средство самовыражения.
Прежде всего, ТФП это возможность для творческого роста самого фотографа. Очень важно ставить перед собой высокие цели и тренироваться, копировать работы мастеров, делать ошибки, разбирать их, падать и снова вставать. Например, я не могу в коммерческой съемке экспериментировать с освещением, потому что мне нужна 100%-ная гарантия качества, поэтому я использую, так сказать, проверенные схемы : )) Плюс у этому, не все клиенты могут понять креативности подхода (тот кто снимал рекламу меня поймет) : )) Поэтому мой ТФП-проект, это прежде всего возможность экспериментировать: снимать так как хочет фотограф, там где хочет фотограф и то, что хочет фотограф - то есть полная свобода для моего творчества : )) и моего профессионального роста. И еще... иногда мне может присниться интересный кадр : )) Такие вещи можно воплотить только на ТФП. Обработка ТФП-проекта это тоже творчество, нельзя проснуться и сказать: сегодя по плану у нас "подвиг до обеда". Поэтому, милые девушки, не надо бомбить фотографа на следующий день после съемки звонками и смсками, у меня порой обработка фотографий с ТФП занимает две три недели. Так надо. Я не притрагиваюсь к творческим проектам без "особого настроения". Если у меня есть срочный коммерческий заказ, то сроки обработки ТФП-сета откладываются на «потом» автоматически. Иногда мне очень жаль, что из-за плотного съемочного графика и желания быть успешным фотографом, время «а давай сегодня просто пофотаемся» ушло безвозвратно… : ))
ТФП как "бесплатная" съемка? O_o
Я вообще противник такой формулировки. Любой проект требует инвестиций. Обычно все расходы делятся пополам, что бы уменьшить затраты, ведь за деньги может снять любой дурак : )) Для этого надо снять супер-студию, нанять профессиональную модель, визажиста, ассистента и... отличного фотографа : )) А самому попивая коньяк, сидя в режиссерском кресле, время от времени кричать в рупор "Не верю!!!".... : )) Каждый фотограф понимает ТФП по-разному., тем не менее ясно одно - минимизация затрат необходима. Поэтому слово «бесплатная» я бы заменил на слово «с минимальными вложениями» : )) так я думаю, будет вернее.
Для меня ТФП-проект это прикол и не халява - это многочасовой труд фотографа и модели. Вы готовы устать от съемки? Готовы играть роли несмотря на настроение? Готовы отключить этот чертов мобильник хотя бы на пару часов? : )) Я сторонник, что бы такая съемка длилась пока не получится шЫдевр :-D , поэтому она может быть действительно неограниченна по времени. Хотя... когда ты входишь в творческий раж, вопрос "Как, уже действительно 4-ре утра что ли?" становится показателем, что съемка всё таки удалась : ))) По мимо самого участия, на мой взгляд, модель должна предоставь на съемку все необходимое по теме проекта (одежду, обувь, бижутерию и аксессуары), а так же маникюр, макияж, укладку и хорошее настроение : )) Точно так же как и фотограф должен принести с собой камеру : )) Одежду лучше взять хотя бы, потому, что в своем платьице модель будет выглядеть гораздо элегантнее, чем в моем... : )) : )))))))) А укладывать "антенки" волос в фотошопе сложнее, чем расческой : )) Это значит только одно: модель должна подготовится к ТФП заранее и подготовиться хорошо - читайте сделать свой посильный вклад.
Сколько фотографий с ТФП получит модель?
Общего правила нет - все обсуждаемо, конечно, но я с моих проектов отдаю только те фотографии, которые будут выставлены на моих фото-сайтах или опубликованы Одноклассниках и Контакте. Или же использованы в рекламных целях - никаких снэп-шотов, никаких предварительных снимков, черновиков, набросков, просто хороших снимков или исходников. Я отдаю только лучшие, законченные работы, только после моей обработки и только с моим логотипом. Это мое основное условие, принимать его или нет - это ваше право. ТФП дело добровольное :-D Я прописываю его здесь отдельным пунктом, что бы потом не было никаких обид и вопросов типа:
А почему так мало фотографий? :-O
1. Я не знаю как другие фотографы, я перед ТФП всегда составляю "съемочный сценарий", который, как правило, обсуждаю заранее и когда ко мне приезжает модель - мы уже точно знаем, что и как будем снимать. Как однажды сказал мой идейный гуру Андрей Разумовский (да продлит Вселенная его дни): "хватит щелкать всё подряд - доведите хотя бы один кадр до абсолюта". Сконцентрироваться на идее и сделать из неё некое фотографическое совершенство... испытать вдохновение и «творческий экстаз» от такого полного погружения в сам процесс фотографии - что может быть прекраснее? : ))
2. ТФП это не фотосессия, на мой взгляд, цель этой съемки - получить ОДИН, но самый ЛУЧШИЙ СНИМОК, читайте шЫдевр, ну максимум два -три : )) всё остальное в корзину… безжалостно! : )) (Ик кэн хисацу - яп.) Вам нужны все 150 фото на тему "девушка прижимает цветок к щеке закрыв глаза от удовольствия"? : ))
3. Фотографии с ТФП не выпрашиваются и тем более не продаются - это противоречит самой идее ТФП-проекта. Хотите больше фотографий? Закажите полноценную фотосессию - уверяю Вас, там будет всё так как Вы этого захотите, все фотографии будут ваши по праву. На ТФП же чур я главный, это моё кино : ))) В этом ее отличие от фотосессии - тут другая субординация имеет место быть.
4. Потому что были случаи, когда модель неожиданно снимала свои фото с публикации из-за (например) конфликта с родителями или своим парнем \ другом \ мужем - для меня это означает только одно - ЗРЯ ПОТРАЧЕНОЕ ДРАГОЦЕННОЕ ВРЕМЯ. Так случилось, что некие артефакты моральных качеств : )) не позволяют мне публиковать фотографии без разрешения, поэтому я очень расстраиваюсь в такой момент, очень...
5. С февраля 2011 года я подписываю с моделью релиз (письменное соглашение на право публикации фото), потому что надоело зависеть от капризулек : ))
Как "записаться" на ТФП?
Просто напишите фотографу о своем желании. Обычно объявление о начале кастинга я даю прямо в статусе примерно за неделю до съемки. Девушки, которым интересна заявленная тема, должны хоть как то обозначить свой интерес, можно прямо в комментариях. Затем мы обязательно обсуждаем всё в личной переписке. Если у Вас есть действительно интересное предложение, Вы можете написать мне первой (это не возбраняется) : )) Я даже больше хочу сказать, по самой переписке уже можно определить есть ли у нас точки соприкосновения или нет, будет эта съемка интересной, сможем ли мы создать команду, т.н. творческий тандем. Я убежден, что совместное творчество не возможно между людьми с диаметрально противоположными взглядами на Жизнь, Вселенную и Вообще. Поэтому, не стесняйтесь писать развернутые вопросы и ответы, чем больше взаимопонимания и... я не побоюсь этого слова, здравой симпатии, тем лучше : )) Не отказывайтесь от встречи до съемки: во-первых по-быстренькому, это не наш метод : )) во-вторых так шЫдевры точно не делаются (с первого раза и на бегу), всё остальное можно снять мыльницей с автоспуском. В-третьих, очень трудно плодотворно работать с малознакомым человеком. Совместное творчество - это прежде всего партнерство, понимание и единство : )) идеальный пример для этого Танго.... Но это уже совсем другая история... Засим откланиваюсь, искренне ваш, Свадебный фотограф - Антон Чехов.
Статью разместил: Свадебный фотограф - Антон Чехов
Источник: Fashion Bank
Раздел: Модельный бизнес
Комментарии к статье:
Вставлю свои 5 копеек.
Насчет того, что модель не хочет чтобы фотограф выставлял фотографии. Для этого есть модельный релиз.
Записаться на тфп - сказать о желании мало. У меня таких желающих почти каждый день. Придумайте идею съемки, еще лучше раздобудьте реквизит. Расскажите фотографу. Идею "девушка и фрукты" - лучше не предлагать, тема заезженная. Мне предлагали девушки раз 5-6 уже, с одними и теми же фотографиями в качестве примера..
То что тфп не для коммерции, - не обязательно. Подписываешь релиз и в фотобанках спокойно продаешь, естественно модель об этом знать должна. Если кто спрашивает "а что мне будет если фото купят? смогу ли я заработать" - отправляю в свободной плавание за заработком. Мое время пока еще дороже чем время модели которая у меня спрашивает про тфп. Работаю и с проф моделями, кто сейчас не работает, - кому на портфолио, кому навыки позирования не забыть. Есть абсолютно адекватные личности, с которыми замечательно работать, и которые потом с удовольствием мне цитируют издания, где их или их деток фотографии были использованы :))
Было и такое, мне модель пишет так и так, там-то можно поснимать, или у меня есть то-то и то-то, тогда съемка могла быть хоть завтра.. Снимаю тфп много и часто.
"Ну вот знаешь ты теоретически, что этот софт-рефлектор дает необычайно интересный свет. А когда он интересен - при съемке в профиль или анфас? На каком расстоянии нужно ставить осветительный прибор? Какие минусы?
Нигде в цельном виде ты этого не прочитаешь пока сам не проверишь."
Более того, с зонтом обращаться тоже надо уметь, как снимать на отражение или на просвет? Какое расстояние от вспышки до зонта должно быть? А до модели? На вспышку рассеивающую насадку нужно одевать? Такие вещи лучше выяснять на ТФП, чем на серьезном коммерческом заказе... : ))
и пишут и пишут про TFP конца края этому нет! =) Пафоса много или другое словечко можно подобрать — гонора... всё слышиться Я! Я! да и Я! Моделей совсем за человека не считают и одну и две и три "ШЭдевер" видите ли дадут, радуйся жизни... =) Так вот риторический вопрос... модели может не понравиться, какой снимок дадут, так как умение выбирать фото фотографом, тоже ещё надо уметь, как и наводить последние штрихи — обрабатывать!
Антон Чехов, а что вы делаете на этом фэшн ресурсе, раз свадебный ф..? Вам батюшка надо на майвед, а вы тут про тфп рассказываете:)
И ещё вопрос всем фотографам. А что вы так все трясётесь над своими "шедеврами" исходниками, боитесь их передать? Мол уши косяки фотографа увидят? Раскажите мне мотивацию, просто любопытно у кого какие мотивы;)
"Вы тут затронули только интересы фотографа. А модель как же?" Не обижайтесь, но если тема ТФП мне не интересна, вам будет трудно мотивировать меня на бесплатную работу... : ))
"Вот у меня есть грандиозная задумка и я уже во сне вижу тот самый идеальный кадр." - не вижу проблем: закажите фотосессию (не ТФП) и МЫ будем вместе трудиться для ВАШЕГО идеального кадра : ))
"Я должна еще фотографу заплатить потому, что ему этот кадр может быть неинтересен?" Конечно же ДА! Иначе смысл ему два часа + дорога провести в студии, а потом еще неделю убить на обработку?
Все что вы пишите подходит для фотографов-любителей, которые снимают редко, но много. Профессионалы так не работают.... После 8-10ти часов съемки в день, меня трудно увлечь чьей нибудь идеей в принципе : )) А ТФП я снимаю в свободное от работы время, а точнее после работы.
"Подробно описывая что хочет и что получит фотограф автор совсем забывает что ТФП это равные права... " Вы действительно считаете что у Наоми Кэмбел и Васи Пупкина могут быть равные права на ТФП? : )) ИЛИ же наоборот, Светы Пупкиной и (например) Ильи Рашапа?? О_о ТФП это когда либо Вы выбираете себе фотографа - либо Вас выбирают ; ))
фотографа не нужно заинтересовывать - нужно найти зайинтересованного, которому атмосфера и идея съемки подходит.
ровно как и модель - посмотрев фото автора сразу может понять хочет она такого фотографа или нет.
подождите. Вы тут затронули только интересы фотографа. А модель как же?
Вот у меня есть грандиозная задумка ия уже во сне вижу тот самый идеальный кадр. Я заказала костюм к пошиву, беру на себя все договоренности с местом, со светом, да вообще со всеми, от кого зависит съемка, покупаю билеты и приезжаю в тот город, где это осуществимо. Да готова даже с собой фотографа увезти за свой счет. И все это из-за пары-тройки кадров.
Разве это не имеет права на съемку TFP? Так как из Вашей статьи следует, что только фотограф рулит на площадке, а модель - так себе, исполняет его задумки.
Я должна еще фотографу заплатить потому, что ему этот кадр может быть неинтересен?
Как еще можно заинтересовать фотографа?
Я в целом благодарен за статью, но не согласен с количеством фото и ГЛАВНОЕ с подписью на фото... Вы говорите о себе, а ситуаций +100... Например фотограф не считает себя вправе подписывать работы из-за средне-низкой собственной оценки работ на фоне кучи подписанного гуано)))) или фотограф понимает, что модельке учиться нужно не только на зеркале, но и на фотографиях... В данном случае Ваши высказывания пахнут снобизмом)))))))
"Слово "тестировать" здесь не уместно."
Вполне себе уместно.
Если под тестированием понимать не простейшие режимы (для которых и живая модель-то не нужна), а то, что в принципе можно получить от этого оборудования.
Ну вот знаешь ты теоретически, что этот софт-рефлектор дает необычайно интересный свет. А когда он интересен - при съемке в профиль или анфас? На каком расстоянии нужно ставить осветительный прибор? Какие минусы?
Нигде в цельном виде ты этого не прочитаешь пока сам не проверишь.
Ну может следовало бы назвать не "тестирование", а "исследование, экспериментирование"...
Добавлю, что условия могут быть очень индивидуальными:
Кто то использует фотографии с TFP в коммерческих целях, а кто то - только как свое портфолио.
Кто то оплачивает большую часть затрат (или все), связанных с съемкой. А кто то делит это строго пополам.
Кто то реализует только свои идеи, а кто то снимает взаимосогласованные идеи.
Не могу сказать, что статья мне понравилсь вся... Есть моменты с которыми я согласен, есть те с которыми не могу согласиться. Подробно описывая что хочет и что получит фотограф автор совсем забывает что ТФП это равные права... Именно равные и модель вправе попросить все фото, другое дело, что публиковать можно только согласованные, но ведь ее вклад в съемку должен и предполагается ничуть не меньше чем работа фотографа. Я наверно год назад написал тут вот статью... как подать модели объявление для съемки ТФП http://www.fashionbank.ru/articles/article1670.html Так вот такое равноправное участие и есть ТФП в моем понимании, а у Вас это просто эксплуатация бесправной модели :) Во всяком случае я бы после прочтения этой статьи на ТФП к Вам не пришел бы :) Коллега, без обид, я просто высказал свое мнение...
Спасибо,весьма интересная статья,во многом согласна(особенно в части планирования TFP и общей заинтересованности фотографа и модели в конкретной идее,для Шедеврального результата!)
Хотя статей о тфп много, интересно почитать.
Поделилась ссылкой на статью)
Антон, технику уровня 85мм f/2.8 L тестить нужно при покупке в магазине на предмет корректного фокуса с Вашей тушкой и отсутствия любого брака в изделии. А дальше им надо работать - это великолепный объектив, который не нуждается в тестировании. Купили - и вперед, создавать шедевры. А если не купили, а взяли в аренду или "потестить" у друзей (что по сути - бесплатный вариант аренды), тот же алгоритм - проверили на коленке, чтобы не было ФФ или БФ с тушкой, поднастроили если нужно, и - вперед, работать. Слово "тестировать" здесь не уместно. Это как фотографировать что-то, потому что надо в жж (контакте, фб и т.д.) свежие фоточки выложить, а не потому, что хочется сфотографировать что-то / кого-то конкретного. Когда-то услышал одну фразу, которая хорошо описывает эту ситуацию: "Вы можете работать на стройке и долбить стены отбойным молотком, можете работать фотографом и долбить кнопку спуска затвора за деньги. Но долбить кнопку спуска просто так, без денег и цели - идиотизм".
"Да, действительно лучше технику тестить на натюрмортах и проч., людей жалко..." ребят... вот взяли вы классный портретник 85-й фикс 2.8L - на каком натюрморте вы его оттестировать сможете? : )))
Да, действительно лучше технику тестить на натюрмортах и проч., людей жалко, я именно так и делаю)
Вполне разумная статья. Несколько однобоко - все с точки зрения "я фотограф и я тут главный", а модель типа расходного материала. Но если рассматривать именно как позицию фотографа как инициатора TFP в случае конкретной идеи - тогда вполне нормально. Но, все же, больше касается динамщиц, которые ищут именно "бесплатно пофотаться", а не моделей, которые заинтересованы в хорошем результате с минимумом вложений. Тут, кстати, не соглашусь с автором по поводу пункта "протестить технику" и подобных. Смысл модели тратить свое время на Ваши эксперименты, если для нее нет гарантии результата? Это как раз случай "пофотаться бесплатно" со стороны фотографа, и это нехорошо.
Хорошая статья. Халяву любят многие и даже попадаются среди тех, кто зарегистрирован на этом сайте.
Очень часто, читая объявления, встречаюсь с тем, что этому понятию придаются разные значения.
Натали - трактовка вашего комментария сильно зависит от интонации : )) Поясните мысль : ))
да отлично написано. честно главное.
спасибо, теперь буду кидать ссылку на эту статью всем моделям, которые просят ТФП)))
Интересное представление об аудитории fashionbank