Йоджи Ямамото (Yohji Yamamoto)
Йоджи Ямамото родился 3 октября 1943 года в Токио. Его отец погиб на войне, когда Йоджи было два года. Его мать была портнихой. После смерти мужа мать Йоджи всегда ходила в черном, что, возможно, повлияло на пристрастие Ямамото к черному цвету. В 1966 году Йоджи закончил факультет юриспруденции в университете Кейо Гижуки. После этого поступил в известную токийскую Школу моды “Бунка Фукусо Гакуен”. Вместе с ним учились такие дизайнеры, как Иссей Мияке и Кензо
Окончив в 1969-м школу «Бунка Гакун», Йоджи открывает в 1972 году собственную торговую марку. В 1974 показывает свою коллекцию прет-а-порте на Токийском подиуме. А в 1981-м после первого дефиле в Париже модные и околомодные критики обзывают его «идиотом, ни черта не смыслящим в моде, который шьет вещи, вызывающие в памяти грибы ядерных взрывов и не имеющие ничего общего с модой для нормальных людей». Европа была готова встретить деконструкцию моды. Но не ждала ее из Японии.
Критики отзывались крайне резко: "Эти лоскуты похожи на одежду после атомного взрыва и напоминают о конце света". Однако у Ямамото появилось много поклонников, таких, как Брайан Ферри, Джек Николсон, музыканты группы "Дюран Дюран".
В 1984 году Ямамото представил линию мужской одежды, в которой придерживается своих традиций, используемых и в женской коллекции: костюмы и рубашки с асимметричными рукавами кимоно, воротник отсутствует. Все модели Ямамото больших размеров, поэтому их могут носить почти все. В 1989 году Ямамото делал костюмы для оперы Пуччини “Мадам Баттерфляй”. В 1993 году он делал костюмы для оперы Вагнера “Тристан и Изольда”. В 1994 году Йоджи был награжден “Chevalier de l`Ordre des Arts et Lettres” министерством культуры Франции. В 1998 году Ямамото завоевал несколько престижных наград, включая “Arte e Moda”.
Он существует на парижском подиуме уже более 25 лет и считается модельером – авангардистом. Включая в модели своих коллекций разнообразные оттенки, основным цветом дизайнера является классический черный. Черный цвет в одежде Ямамото, делает ее более прямолинейной, хотя и более драматичной, подчеркивая фигуру.
Ямамото был первым дизайнером, который сумел соединить в своих коллекциях элементы восточной одежды с западным стилем. При этом восточная нота никогда не превалирует над западной. Может быть, именно это не оттолкнуло от него поклонников в Европе и Америке. Грубость и простота сырья - некрашеный лен и полотно сочетаются с изяществом и простотой пошива. Зачастую, это просто куски ткани, в которые завернуты манекенщицы. Его вещи геометричны и ассиметричны одновременно. В них чувствуется первобытная сила и безудержность характера дизайнера.
Ямамото говорит, что не любит штампы от моды, поскольку они превращают женщину в куклу: обтягивающие платья, осиные талии, высокие каблуки и накрашенные губы. Космополитичного дизайнера раздражает, когда его соотечественники используют в своих моделях национальные мотивы. Ямамото игнорирует наличие цветов (кроме чёрного и серого), кроит по прямой, подолы обычно не подшивает, швы не обрабатывает, а вместо хитроумно скроенных горловин и рукавов предпочитает прорезать отверстия.
Однако, закрепившееся за ним клише минималиста этот модельер категорически отвергает: «Минимализм - это претенциозная мелочность, а мне нравится всё искреннее, горячее и страстное».
Ямамото - синоним необычности и индивидуальности в мире моды. Его вещи неординарны, с собственной особой историей, каждая из них своеобразная эманация душевных порывов создателя.
Линия Yohji Yamamoto - история про уверенную в себе женщину, избегающую лжи о себе и украшательства. Год от года вид коллекции сильно меняется. Кажется, что разные сезоны объединяет лишь запутанный крой и пятна цвета на общем, черно-белом полотне.
В большом интервью, данном газете Asahi, модельер рассказал о том, как он создает одежду, и что для него является идеалом красоты. «Если человек посмотрит на то, что я создал, и не поймет мгновенно, что это дизайн Yamamoto, значит, моя идея не сработала», - объясняет маэстро свое стремление к экстравагантности, которое каждый раз заставляет удивляться даже самых искушенных профессионалов высокой моды.
Идея моды, согласно теории Yohji Yamamoto, отнюдь не заключается в создании элегантной одежды. Скорее, это попытка выразить то, что человек чувствует с помощью внешних выразительных средств. «Я могу создать настроение и ощущение. Ведь человек - это, прежде всего то, как он себя ощущает», - признается кутюрье.
Но сила Yohji Yamamoto в его непредсказуемости. Великий модельер не устает приятно удивлять публику и приковывать к себе всеобщее внимание от сезона к сезону, а его вещи появляются в гардеробе модников всего мира
Идея моды, согласно теории Yohji Yamamoto, отнюдь не заключается в создании элегантной одежды. Скорее, это попытка выразить то, что человек чувствует с помощью внешних выразительных средств. «Я могу создать настроение и ощущение. Ведь человек - это, прежде всего то, как он себя ощущает», - признается кутюрье.
Но сила Yohji Yamamoto в его непредсказуемости. Великий модельер не устает приятно удивлять публику и приковывать к себе всеобщее внимание от сезона к сезону, а его вещи появляются в гардеробе модников всего мира
Дизайнер не любит шумного внимания прессы, его бутики в мире можно по пальцам пересчитать, так как они скорее для посвященных, чем массового покупателя. С 1984 года самые верные клиенты и международная пресса получают в начале каждого сезона почтовые открытки и каталог новой коллекции. Эти каталоги хранят как коллекционные вещи.
В основном Йоджи творит для прекрасного пола, но и для мужчин у него что-нибудь да найдется. «Одежда должна прикрывать, а не украшать мужчину», — вот слова Ямамото по поводу моды для сильной половины человечества. Но, он слегка лукавит. Например, в одной из своих коллекций Ямамото украсил черную неуклюжую тужурку розовенькими ангельскими крылышками.
Хотя Ямамото везде и всюду повторяет, что в моде он типичный японец, но по пристрастиям и предпочтениям скорее «тянет» на европейца. Он обожает быструю езду и тихие посиделки дома со своими четвероногими друзьями; бильярд и карате (имеет черный пояс); хорошие вина и музыку Боба Дилана. У него много недостатков, главным из которых он считает лень. А еще признался, что, если однажды ему надоест модельный бизнес, станет либо гангстером, либо актером, причем, роли третьего плана для него было бы вполне достаточно.
Из музыки предпочитает рок-н-ролл. В 1988 году Йоджи даже записал альбом вместе с Юкихиро Такахащи (экс-Yellow Magic Orchestra). А в 1990 году состоялся первый сольный концерт Йоджи Ямамото, который прошел с большим успехом. Впоследствии Ямамото дал еще несколько сольников
Кстати, в одном из фильмов имя Ямамото уже засветилось. Да не в каком-нибудь, а в культовом фильме «Куклы» режиссера Такеши Кетано. Костюмы персонажей картины изготовлены руками Ямамото. Многие критики считают, что именно наряды внесли немалую долю в успех картины.
Среди поклонников творчества Йоджи значатся такие небезызвестные личности, как Джек Николсон, Жюльет Бинош, Катрин Денев, Борис Гребенщиков и многие другие.
Вот каков он, Йоджи Ямамото. Весь состоит из противоречий и недоговорок. В этом вся его жизнь, а значит и творчество. «Я не люблю моду, но понимаю, что она необходима, как воздух, это и вдохновляет меня». Что после этого скажешь? Да и нужно ли, ведь он все сказал за себя своими моделями под «вечной» маркой Yohji Yamamoto.
Источник: Fashion Bank
Раздел: Дома мод. Модельеры
Фотографии к статье:
Комментарии к статье:
Andy 18.04.2013, 14:26
Странно, что не говорится о Y-3 - это плод сотрудничества Ямамото с Adidas, который и до нас дошёл, многие должны помнить. И кстати у дочери Йоджи тоже есть свой бренд. Об этом в Book magazine весеннем есть, Япония снова в моде)