Символ "Крылья" в исскустве и моде
В качестве довольно длинного эпиграфа к статье, я хотела привести отрывок из произведения Вадима Шефнера «Запоздалый стрелок, или Крылья провинциала». Но, в силу того, что объем его достаточно велик для этой цели и в подтверждение актуальности выбранной темы - помещаю его в конце статьи * Желающий да почтет!
Почему же в качестве объекта для обсуждения выбраны крылья?
Решив об этом поразмыслить, я набрала несколько комбинаций в поисковиках нескольких интернет ресурсов, и была весьма удивлена, насколько наши люди активно обсуждают эту тему в Интернете. Вот несколько примеров… Первым я обнаружила утверждение: «Красивые крылья всегда в моде». Кто-то интересовался тем, как, и из чего сделать крылья ангела. Более всего поразили вопросы «где можно приобрести пару крыльев по последней моде, никто не подскажет?» и «а крылья по моде можно обрезать?». Т.е. народ активно интересуется и хочет как-то поправить ошибку природы - отсутствие у человека возможности летать. Или, хотя бы, как курица, иметь их. А автор Евгений Князев мечтает о заключительный этапе эволюции homo sapiens, о времени, когда « крылья являются тем отличительным признаком, который и выделяет человека среди других разумных существ и дает ему столь многие преимущества».
Между тем, крылья являются модным трендом сезона весна-лето 2010, при этом одним корреспондентом отмечен акцент на теме «падшего ангела». В культуре же этот символ «крылья» традиционно выражает идею восхождения, связь с «верхом», с солнцем, с божеством и обозначает избранность; духовную природу, нематериальность или способность выйти за пределы земного-материального мира; воздушность, ветер, легкость и быстроту движения,свободу; полет времени, победу (Ника). И это не весь список смыслов, значений, ассоциаций. В египетских мифах, античных легендах и германской мифологии, в истории живописи разных веков и народов присутствовали божественные существа, способные к полету. У славян слово «крылья» имеет тот же корень, что и кров, покров, кровь, сокровище, крыша. Крылья имеют солнечную (солярную) символику. Первой для «красоты» и «эстетики», как модный романтический аксессуар, крылья стала использовать фотография, естественно, только белые. Крыло стало частью декора женские шляпки, как элемент полета в период развитие авиации, которое всего лишь иллюстрировал «моду на авиа перелеты», и на тот момент в нем никакой глубокой философии не было, только эстетика формы изделия в целом, эстетика линий и композиции.А тема «падшего ангела» скорее всего, имеет свои корни в роккультуре, т.е. это 60-е года 20 века, что соответствует и времени движения хиппи-«детей цветов».
Оба этих явления рождены желанием нового поколения протестовать тем или иным способом против несогласия с устоявшимися в обществе того времени консервативными убеждениями, которые категорически его (поколение) не устраивали и с которыми оно начало бороться доступными средствами. Один из образов, который был рожден в роксреде - образ «плохого мальчика», агрессивного, непокорного, сексуального. Иногда «отверженного», иногда «непонятого», иногда «жестокого». Что в то же время соответствовало психологии подростка переходного возраста, и находило отклик в душах тех, кто приходил на концерты, «плохой мальчик» приобрел популярность, вошел в моду. Но fashion «отреагировал» и аккумулировал эту тему гораздо позже, добавив ему крылья.
В коллекции Живанши 2009 года, на подиум выходила однокрылая модель; модель Лара Стоун (Lara Stone) приняла участие в фотосессиии «Темный ангел» итальянского Vogue в нарядах из коллекций haute couture Atelier Versace, Chanel и Valentino Haute Couture. Модный фотограф Паоло Роверси (Paolo Roversi) экспериментировал с тенями, превратив модель Лару Стоун в героиню таинственной готической сказки – с иллюзорными тенями ангелов и демонов, диких зверей и мрачных лесов. Кстати, не без влияния эстетики готов, как можно заметить. С точки зрения искусства фотографии-работы шикарные. Бренд Damiani выпустил коллекцию украшений для фильма «Ангелы и демоны», снятый по одноименному фильму Дэна Брауна (Dan Brown) с Томом Хэнксом в главной роли (Tom Hanks).
Наверняка можно найти еще примеры, иллюстрирующие увлеченность «разработкой» темы «падшего ангела». Возникает вопрос «почему»? На данный момент, самое «захудалая» фото-студия имеет среди съемочного реквизита черные и белые крылья. Объяснение - тема имеет спрос. На «высоких» подиумах «дорогие крылья», а в массовом производстве они превращаются в принты и термоаппликации из страз, на майках и даже в вышитые крылья на задних карманах джинсовых брюк (где им, наверное, самое место). Люди хотят иметь крылья, так или иначе. Возможно это игра в свободу или желание ее; возможно потребность привлечь к себе внимание окружающих (тех, кто не крылат) и противопоставить себя им; у кого-то в наличии более глубинные психологические «основания» тяги к крылатости; кто-то желает их, т.к эстет и романтик. В магазине, с призывным названием «Будь свободна», увидела «крылатые майки», черные и белые, выставленные на продажу и лежащие рядом. Их вполне можно отнести к категории «унисекс», несмотря на то, что магазин женский. И вот злободневный вопрос, «кто победит?», черненькие или беленькие?
*«Крылья – тема вечная, как любовь. О крыльях люди мечтали с самых отдаленных времен. В древних пещерах, в наскальной живописи наряду с другими изображениями мы
находим и изображение человека, парящего на крыльях. Герою древнегреческого мифа Дедалу удалось сконструировать крылья для индивидуального полета. Библия, ее апокрифы и вообще религиозная литература всех времен и народов полны упоминаний о летающих существах как положительного порядка (ангелы), так и порядка отрицательного (злые духи, демоны). Темой крыльев полны живопись, скульптура, музыка, киноискусство, научная фантастика, а также фольклор ("Был бы я пташечкой, стал бы летати..."). Серьезные деятели литературы - например, Анатоль Франс в "Восстании ангелов" и Марк Твен в "Путешествии капитана Стормфилда на небеса" - нечуждаются темы крыльев. О поэзии и говорить нечего: от давних времен и до наших дней написано неисчислимое множество стихов о крыльях. И даже когда настал век авиации и полетов в космос, интерес человека крыльям, как таковым, не остыл, и мечта о личных крыльях не затмилась. Не один пилот, и не один пассажир, совершив со сказочной скоростью перелет, Ленинград - Владивосток и сойдя по трапу на твердую землю, с ласковой завистью следили за полетом ласточек над аэродромом. Парадокс заключался в том, что, создав планеры, дирижабли, самолеты, геликоптеры и космические ракеты, человек продолжал мечтать о полете на личных крыльях. И в снах он продолжал видеть себя летящим не в салоне реактивного лайнера, не в кабине космического корабля, а просто летящим, парящим как птица. Но крыльев не было. Были мифы о крыльях, и рассказы о крыльях, и поэмы о крыльях, и стихи о крыльях. Но живого обыкновенного человека, летящего на крыльях, никто, никогда, нигде не встречал»…
Вадим Шефнер «Запоздалый стрелок, или Крылья провинциала».
Статью разместил: Жанна ПАЖ
По материалам:
Источник: Fashion Bank
Раздел: Мода и стиль