Субъективное в искусстве или липкий клей фотокритики
С другой стороны – зритель. Одна и та же фотография может произвести различное впечатление на разных людей, поскольку и оценка напрямую зависит от мировоззрения, художественных пристрастий, образования и жизненного опыта. Если фотография каким-то образом «задевает» чувствительные струны души – появляется оценка «красиво», «нравится» и т.д. Если же нет, то зритель остается равнодушным. Ну, а в случае сильного диссонанса, вызывает негативную реакцию, неприятие и отторжение. (Сказанное не относится к эпатажной фотографии, которая сознательно нацелена на проявление зрителем сильных, не всегда положительных эмоций).
Возможна ли объективная оценка? Существует ли она или же это очередной миф, коих много в любом из искусств?
Да, профессионалу несложно оценить техническую сторону снимка, но творческую? Как объективно оценить образность, художественность, настроение того или иного кадра, не пропуская их через собственную душу? А ведь бывает, что фотография исполнена хорошо, но – нет, не «цепляет».
Легче всего оценивать работы учеников на заданную тему, где «под прицелом» - исполнение. Возможно, только в этом случае критик приближается к объективной стороне медали. Но работы мастеров, сделанных на одном дыхании, с нарушением многих канонов и правил, где техническая и творческая составляющие сливаются в одну – задача не из легких. Даже, если мы вообразим себе идеального критика с двумя или тремя высшими образованиями (одно из которых – искусствоведческое), с тонким художественным вкусом, чуткого, внимательного и так далее, и тому подобное – и его суждения не будут безупречны. Впрочем, критики владеют алхимией превращения субъективного мнения в объективное.
Когда фотограф, перешагнув узкие рамки ученичества, отснял километры пленки и миллионы raw-ов, приобрел колоссальный опыт (или просто опыт), отыскал свой стиль и почерк, к его работам стоит относиться с уважением. Это вовсе не означает, что нужно отказаться от «субъектива» и заставить себя полюбить его творчество, нет. Необходимо прийти к пониманию, что данный фотограф заслужил право на самостоятельное место в искусстве.
Объективно же оценить творчество попросту невозможно. Нам никогда не станет известно, что пережил или прочувствовал автор, создавая ту или иную работу, был ли это «полет души» или очередной скучный фотосеанс. Так же, как и нет единого образца, с которым творчество можно сравнить и на который стоит равняться.
Статью разместила: Вероника Волынская
Источник: Fashion Bank
Раздел: Фотография