Каждый понимает
винтаж по-своему. Например, кто-то находит его в гранжевом платье на бретельках, купленном в комиссионке. Идейные винтажисты гораздо более бескомпромиссны. Это гордое звание от них получают только вещи, сделанные до Второй мировой. Споры спорами, но все сходятся в одном - чтобы банальный секонд-хэнд стал ценностью, он не может быть просто старым. Настоящий винтаж - это олицетворение времени, как янтарь, несущий в себе уникальную частицу прошлого.
Старые вещи привлекали людей всегда. Но долгое время они воспринимались только как что-то ценное, то, что нужно беречь, холить и лелеять, как хрупкий антиквариат или музейные картины. Об использовании винтажа по прямому назначению люди задумались только к концу 60-х. Когда после второй мировой производство одежды окончательно поставили на поток и все стали носить одно и то же, мода стала явлением массовым. Разумеется, это должно было когда-то аукнуться - уже через 20 лет нормальных людей достало то, что все вокруг без исключения выглядят одинаково. Отличиться можно было двумя способами - покупать авторскую одежду, сделанную на заказ, при этом безбожно переплачивая. Или купить что-то старое, но оригинальное - шансы, что не увидишь такую же вещь на случайном прохожем, возрастали пропорционально возрасту вещи. Винтажу подфартило и с другой стороны. В те же годы мир моды сотрясла настоящая революция, консерватизм haute couture изрядно разбавили битники, хиппи, рокеры, растаманы и прочие альтер-нативщики. И винтаж стали не только покупать на распродажах и рынках, но и носить без стеснения. А первые магазины одежды секонд-хэнд появились уже в начале 70-х.
Беспроигрышность винтажа, как средства выглядеть оригинально и неповторимо, просекли и звезды шоу-бизнеса. Пионеркой использования старой одежды стала Барбара Стрейзанд. Завзятая оригиналка по жизни и на сцене, она решилась и не прогадала - винтажные платья и костюмы в стиле ретро еще больше выделяли ее среди селебритиз того времени. Но окончательно в массы старые вещи привела в 90-х гламурная икона Кейт Мосс. Она как-то раз сфотографировалась для модного журнала в пиратских ботинках с крупными пряжками от ранней Вивьен Вествуд - и пошло-поехало. Люди начали не только десятками пар скупать вествудовскую обувь, но набросились и на менее знаменитые марки. Продажи выросли даже у современных дизайнеров, делающих похожую, но современную обувь.
Сегодня в винтажной одежде щеголяют Николь Кидман, Рене Зелльвегер, Вайнона Райдер, Дрю Берримор и даже Тони Кидис из Red Hot Chili Peppers. А Шэрон Стоун вообще коллекционирует старые кашемировые свитера. Оно и понятно - когда у каждой голливудской старлетки есть платье из верхней линии Валентино или Армани, а сами модельеры готовы одевать кого угодно и сколько угодно, вопрос об отличии опять встает ребром.
Пугливое дыхание прошлого.
Но винтаж - это не только возможность подчеркнуть свою исключительность. Это еще и определенная позиция. Выбирая вещь из конкретного времени, человек словно подписывается в приверженности ему, в солидарности, признает его заслуги. Это роднит винтаж с ретро-стилизацией, хотя калька не делает частью истории, а всего лишь предлагает новое открытие старого. А вот винтаж - это завещанное прошлым. Носить винтажную одежду, обставлять антикварной мебелью дом или снимать ретро-кино -значит вступать в права наследника, признавать родственные узы и быть благодарным.
Винтажисты - это еще и люди, активно ностальгирующие по прошлому. Это удел не только пожилых, основная часть жизни которых уже перешла в разряд воспоминаний. Об уходе эпох грандиозных свершений, крупных фигур и великих страстей все чаще сожалеют те, кто о них знает лишь понаслышке. В границах настоящего, которое не раскрывает всех глубин образов и характеров и не реализует амбиций, становится тесно. Старая вещь становится выходом в новое измерение собственной личности и даже в какой-то степени примиряет с действительностью.
Винтажист похож на старьевщика - влюбленный в то, что другие считают рухлядью или гнилым тряпьем, место которому на свалке. В надежде заполучить кусочек прошлого люди прочесывают барахолки, упрашивают хранителей семейных ценностей, тратят состояния на аукционах. И часто в награду им достается горькая правда - все, чтобы старше середины XIX века, уже музейные экспонаты и к ним не подберешься законными путями. К винтажу обращаются и за магией. Старая вещь, как летопись, хранит историю ее владельца, его привычки, чувства, энергетику. Особенно искушает возможность приобщиться через вещь к гению. На этом, собственно, и держится вся индустрия продажи вещей знаменитостей. Плащ, который носил Богарт в «Касабланке», делает мужественнее, шляпа Синатры придает уверенности в себе, письменный стол Набокова хранит следы чернил, которыми он писал «Лолиту», а атмосфера дома Черчилля позволяет ощутить себя премьер-министром. Эта магия передается даже тем вещам, к которым кумир не имеет почти никакого отношения. В декабре на аукционе Christie's за рекордные 900 тысяч долларов было продано знаменитое черное платье от Givenchy, одно из трех, которые модельер сделал для Одри Хэпберн к фильму «Завтрак у Тиффани». И хотя снималась она в другом, но деньги заплачены за саму возможность того, что Хэпберн могла выбрать именно его.
Винтаж насмехается над гламуром с его культом имен и брэндов. Платье Мэрилин Монро может соседствовать в шкафу с заколкой из бабушкиного сундука, а рядом со столетним сундуком от Луи Вюиттона на даче может стоять советское кресло-качалка. Винтажная вещь бывает безымянной, но никогда - обезличенной. Один ретро-аксессуар, добавленный в гардероб, обстановку гостиной или архитектуру здания, уплотняет время и расширяет жизнь. А еще подлинный винтаж, как старый коньяк, указывает на статус владельца и, конечно, заявляет о его консервативных взглядах. К тому же это потрясающе удачная форма инвестирования, которая не боится ни финансовых кризисов, ни падения курсов. Только грязи, сырости и паразитов.
ПРОШЛОЕ В НАСТОЯЩЕМ
Влияние прошлого можно найти в любой современной вещи - нововведение всегда связано с какой-традицией, неважно, порывает ли оно с ней или наоборот, развивает. Да и многих современных дизайнеров винтажные вещи вдохновляют сами по себе. В последние годы ретро-репликам нашлось место в коллекциях всех самых продаваемых брэндов. Марк Якобе отправился в 30-е, Миучча Прада заскучала по 50-м. Даже спортивные марки вроде
Nike,
Adidas и
Levi's, которые технологический прогресс не щадит особенно, перезапустили старые образцы. Удовлетворить растущий спрос за счет настоящих старых вещей невозможно. И тут на помощь приходит стилизация.
Одним из первых по этому пути пошел британский брэнд Oasis, выпустив в 2004-м платье из цветастого шифона с блестящим воротником - почти точную копию винтажа 60-х, купленного дизайнерами марки на парижской барахолке. Из оригинала не взяли только нижнюю юбку, а крой для удобства сделали более свободным - и теперь Oasis не может отбиться от покупателей.
Подобный «тюнинг» винтажных вещей породил целое явление в сфере моды - «новый винтаж», хотя сам этот подход имеет к настоящему секонд-хэнду такое же отношение, как цикорий - к кофе. Есть еще псевдовинтаж - когда изделие производится из современных материалов, но с сохранением всех деталей. Зачастую это вмешательство оправдано. Винтаж, особенно совсем старый, иногда вообще нельзя использовать по назначению. Одежда теряет товарный вид, древесину портят влажность и насекомые, и даже вечные перья стираются. Но хуже, когда отлично сохранившаяся вещь, не подходит. Как говорит канадский дизайнер Патрик Кокс, «человеческая ступня увеличивается в среднем на четверть размера за одно поколение. Далеко не все современные женщины могут носить старую обувь». Сам Кокс нашел выход - он использует старую кожу, старые расцветки и новые лекала. «Все любят, как выглядят старые ботинки. Но кто захочет ждать, пока твои любимые ботинки состарятся?!», - замечает он. Отдельный разговор - цены на винтаж. Самой большой популярностью и, соответственно, ценой отличаются вещи, которые труднее всего сохранить, - например, расшитые стеклярусом шелковые платья 20-х годов (они отвисают в шкафах от собственного веса) и джинсы довоенной поры - в те годы они были рабочей одеждой и изнашивались в момент. Цены взлетают, и когда винтажные линии совпадают с тем, что сейчас модно. На гребне популярности этника - и хипповская одежда бьет рекорды. Все перешли на милитари - и в дефиците историческая военная форма. По особой статье проходят вещи, которые больше не считаются обязательной частью повседневного гардероба - белые мужские перчатки, подвязки, цилиндры и котелки, корсеты, трости.
Но теперь винтаж покупают! разыскивают вещи в одном экземпляре, чтобы носить эту одежду, как носят образцы высокой моды». Чемпионами по использованию ретро-тем в фэшн-индустрии остаются, тем не менее, давно существующие модельные дома - Givenchy, Dior, Armani. Они часто цитируют свои ранние коллекции, используют найденные много лет назад решения, которые уже являются синонимами элегантности и стиля. Приталенные пиджаки, узкие галстуки-селедки, жилеты, строгие женские костюмы. Модные радикалы вроде Вивьен Вествуд и молодежь, например,
Александр Маккуин или
Dsquared, активно возрождают моду на женственные силуэты, двубортные пиджаки, каракулевые шапки и битниковскую расхлябанность.
Винтажная стилистика проникает всюду. В «Жигулях» на Арбате, оформленных под пивную брежневских времен, подают водку в граненых стаканах и заветренную селедку - и яблоку упасть негде. У архитекторов в фаворе барокко и готика, а дизайнеры советуют обставлять апартаменты чиппендейловской мебелью и банкетками в стиле ар-деко. За примерами в искусстве тоже далеко ходить не надо. Самые яркие - Владислав Мамышев в образах Мэрилин Монро, Ивана Грозного и Достоевского. Королева бурлеска Дита фон Тиз, предпочитающая корсеты лифчикам, шелковые платья клеш - джинсам, а вуали - солнцезащитным очкам. Дэвид Даунтаун, иллюстрирующий модный европейский глянец графикой в стиле 1950-х.
Ретро проникает даже в политику. Вот в России вновь ввели старый гимн - чем не винтаж? Старые вещи можно собирать или выбрасывать, любоваться ими или хранить в узлах на антресолях. Так и с прошлым - его можно отвергать, забывать или уважать. Можно удалить телефоны друзей, выбросить дневники и сжечь фотографии. А можно носить винтажные вещи, пытаясь уловить пугливое дыхание живого прошлого.
Успех не гарантирован. Но выбросить старье всегда успеется.
Источник: Журнал "Хулиган"