Что такое мода?
Сформулировать точное определение слова «мода», выяснить наверняка, что именно скрывается за ним, сегодня достаточно сложно, поскольку на протяжении сотен лет оно имело самый различный смысл. Его значение и значимость претерпевали изменения под влиянием социальных обычаев и предпочтений в одежде, свойственных людям из разных слоев общества. Когда под модой подразумевают предмет гардероба, обладающий дополнительной ценностью в материальном смысле, это лишь вносит еще большую путаницу в само понятие. Мода действительно придает еще большую ценность одежде, но на нематериальном уровне- уровне воображения и убеждений человека; это не одежда, которую мы видим, а некий ее незримый элемент. Она может быть определена как «господствующая тенденция в одежде, принятая в обществе на данный момент времени».
Мода возникает в результате принятия неких культурных ценностей, которые могут относительно часто подвергаться изменениям.
Конечно значение моды как понятия несколько шире, чем значения вышеперечисленных терминов, поскольку оно подразумевает дополнительную и привлекательную ценность, которую получает одежда вместе с характеристикой «модная» и которая притягивает к себе потребителей «моды». Потребители «модных» товаров представляют, что вместе с товаром они приобретают эту добавленную ценность. Важно понять, в чем же эта ценность заключается- вот это гораздо сложнее. « Париж» как бренд, несомненно, представляет собой одну из таких ценностей. Его мы можем рассматривать как воплощение мира моды в миниатюре, так сложилось в процессе становления системы и культуры этого визуально эстетического мира.
На протяжении истории человечества изменениям подвергалось не только понятие, но и явление моды, без которого первое в принципе не могло бы существовать. Мода XVвека в корне отличается от моды XIXи XX веков. В XVстолетии мода служила признаком высокого социального положения, являлась привилегией знати и была практически монополизирована аристократами: простые люди вряд ли осмелились бы назвать себя модными. В XIX веке жизнь общества изменилась кардинальным образом. В авангарде моды шли уже не только аристократы, но и зажиточные горожане- массовый класс, располагавший достаточными материальными средствами и постепенно завоевывавший все новые социальные позиции, вытесняя аристократию. В ХХ столетии мода буквально с каждым годом становится все более демократичной, и именно в этот период все, вне всякой зависимости от ранга и статуса, получили право выглядеть модно.
Однако какой бы отрезок времени мы не взяли, сущность моды заключается в изменении; именно ее развитием объясняется появление новых и изменение существовавших ранее стилей. Можно подчеркнуть связь моды с идеологией социальных перемен и ситуацией, в которой изменение не только возможно, но и желательно. Если в обществе господствующая идеология не приемлет социальных перемен и прогресса, о моде говорить не приходится: в таких условиях она просто не может существовать. Почему мода изменяется? Сегодня довольно распространен упрощенный взгляд, согласно которому мода- это результат заговора производителей одежды, желающих заставить нас тратить больше денег, а модельеры, изготовители одежды и бизнесмены навязывают нам новую моду, что бы стимулировать рынок и увеличить объем продаж. Возможно, с экономической точки зрения такое объяснение и приемлемо, но только не с позиции социологии. Формирование культур моды не зависит от того, сколько потребители тратят на одежду. Стилистические изменения в моде- результат существования в обществе системы мод. Именно она предоставляет средства, благодаря которым мода претерпевает постоянные изменения.
Другим основополагающим элементом моды считается двойственность природы человека, в отношении людей к одежде из века в век прослеживается неизменное присутствие противоречия между двумя тенденциями: стремление себя украсить- с одной стороны, остаться скромными и соблюсти внешние приличия- с другой. Посредством одежды человек пытается решить одновременно две противоположные задачи: подчеркнуть свою привлекательность и продемонстрировать свою благопристойность.
Новизна- еще одна немаловажная составляющая моды, причем весьма высоко ценимая. С ней связана восприимчивость человечества ко всему новому, и помимо прочего является существенным элементом, определяющим существование моды.
Стремление к моде- это особый вид контролируемого поведения, который включает в себя константы, изначально определяющие природу моды. Изменение и новизна- вот два качества, характеризующие моду. Содержание моды (одежда) постоянно меняется, но мода как форма остается неизменной в модных столицах мира.
Статью разместил: Denis Skakunov
Источник: Fashion Bank
Раздел: Мода и стиль