Мода и Мех
В России отношение к меху был особым. «Мягкая рухлядь», как его называли в старину, была основой экономики, эквивалентом денег. В XI-XII вв. после перехода на металлические деньги, монеты еще долго называли «кунами» (шкурки куниц), «белами» (шкурки белки) и.т.д. Мехами собирали дань. Расплачивались с иностранными купцами как валютой. Награждали за заслуги перед отечеством.
История меховой моды в России уходит своими корнями вглубь веков. По археологическим находкам и историческим документам можно узнать, что культура обработки мехов была известна людям давно. Выделка мехов, шитье меховых изделий был распространен повсеместно. После открытия земель Сибири пушная торговля стала одной из ключевых в экономике страны. Появилась мода на пушной мех – шубы из лисы, соболя, песца, также меховые шапки, рукавицы, муфты, одеяла. Первое меховое производство было кустарным, шкуры обрабатывались вручную, соответственно качество меха и меховых изделий было низким. Со временем стала формироваться кооперация, а затем мануфактурное производство, закупалось за рубежом скорняжное оборудование.
Последующая индустриализация переработки пушнины и пошива изделий улучшили качество выпускаемой продукции. Несомненно, большую роль в развитии меховой промышленности сыграло промышленное разведение диких пушных зверей в условиях звероферм в Советские времена. Надо заметить, что разведение в зверофермах никак не отменяет охотничий промысел, потому что не все дикие животные (пушные) могут содержаться в неволе, равно как и качество пушнины в зависимости от условий проживания и содержания бывает разным. В результате длительной селекции в условиях клеточного звероводства получены виды мехов, которых нет в природе и это дало в последующем невиданное разнообразие выпускаемой меховой продукции. Но в процентном соотношении звероводство выпускает (дает) значительно меньше продукции, чем промысловая добыча.
Мода и спрос на меха в нашей стране всегда была высокой. Это обусловлено историческими и территориальными факторами. Но если раньше спрос диктовался в основном природно-климатическими условиями, то в последнее время на первый план выступает эстетический фактор. Отношение людей к меху со временем меняется и в настоящее время мех в моде рассматривается больше как украшение, чем средство защиты от холода. Это обстоятельство, несомненно, повлияло и на производство меховой продукции. Все реже и реже можно видеть изделия из природных, натуральных мехов. Все чаще естественные биологические свойства мехов заменяются искусственной технологической обработкой - окрашиванием, стрижкой, выщипыванием, прореживанием.
Дополнительная декоративная отделка меха – инкрустация, роспись, плетение, вязание, «взращивание» и.т.д. меняют «внешность» меха настолько, что трудно определить их природу. Постепенно размывается граница между натуральным и искусственным (синтетическим) мехом. На самом деле любая технологическая обработка природных свойств натурального меха переносит его в разряд искусственных материалов, вне зависимости от причин – экономических, эстетических, функциональных, которым руководствовались производители. Если смотреть вперед, то можно предположить, что в XXI веке мода на мех не исчезнет, изменится отношение к нему. Ценность натурального меха все еще будет определяться его естественными признаками – неповторимостью оттенка, блеска, густотой, эластичностью, потому что природа остается незаменимым, гениальным творцом. Дикая пушнина – это великий дар природы. Чем меньше будет этого дара, тем дороже он станет со временем.
Дикий мех относится к природным ресурсам. Это означает, что они исчерпаемы. Вместе с тем меховые традиции в России самые древние и прочные.
Как относиться нам к меховой моде ? Этот вопрос остается открытым.
Статью разместил: Зинаида Заболоцкая
Источник: Fashion Bank
Раздел: Мода и стиль