Модели Фотографы Стилисты Модельеры Модельные агентства Fashion Kids
Помощь по сайту

Средний формат

Средний формат
Фотографы приходят в средний формат по-разному. Одних вынуждает рыночная коньюктура, другие хотят повысить качество своих фотографий, третьи планируют устраивать выставки, наконец, есть и такие, кто делает это исключительно для повышения своего имиджа.
В большинстве своем среднеформатные фотоаппараты тяжелы, слабо автоматизированы, весьма консервативны, позволяют делать небольшое число кадров на одной пленке, весьма дороги, в том числе и в обслуживании. Они просят тяжелые штативы, надежные кофры, автомобиль чтобы все это возить и, для полного счастья, ассистента. Тем не менее, профессиональные и творческие фотографы исправно год за годом покупают и эксплуатируют их, добиваясь непревзойденных результатов. В чем же причина, заставляющая идти на такие жертвы, когда "цифра" стала реальнее реальной?
 
Ответ мы найдем в качестве результата, в качестве техники и оптики, в системности большинства фотоаппаратов, в весомом студийном потенциале и целом ряде специфических свойств, которые трудно перечислить, но вы непременно почувствуете, о чем идет речь, если начнете работать в среднем формате…
 
Вероятно, вы не профессиональный репортер и репортажная съемка никогда не занимала вас настолько, чтобы покупать аппаратуру под нее. Я также допускаю, что вы могли иметь топовую модель зеркального фотоаппарата, но редко пользовались 8-10 кадрами в секунду, десятками фокусировочных датчиков и изощренными экспонометрическими системами. И я твердо уверен, что если вы задумались о среднеформатной фотографии, то качество для вас несколько важнее скорости съемки.
 
Большинство фотографов начинают с 35-мм фотоаппарата. Конечно, если вам уже достаточно много лет, вы могли застать те времена, когда все было наоборот: "кинопленочная" фотоаппаратура вытесняла традиционные "раскладушки". Но уже много десятилетий 35-мм кадр главенствует в мире, как по числу продаваемых камер, так и по площади реализуемых фотоматериалов. Однако, если мы углубимся в историю, то легко поймем, что по большому счету 35-мм аппаратура является компромиссом между качеством, удобством, стоимостью и доступностью. Даже сам факт использования перфорированной пленки из отрасли кино подтверждает это, так как перфорация, особенно в таком объеме, конечно же, не нужна. К слову, многие современные фотоаппараты не используют перфорацию для перемотки. Пленка или рольфильм для среднего формата не имеет перфорации, и площадь светочувствительного материала здесь используется намного лучше.
 
Прежде чем рассказывать о преимуществах и недостатках среднего формата, я хочу указать на неоспоримые достоинства 35 миллиметров. Узкоформатные камеры достигли самого высокого технического развития среди всех фотографических устройств. Во многом, технические новшества приходят в средний формат из 35-мм, например автофокус и точечный замер. Камеры под перфорированную пленку чрезвычайно автоматизированы, часто позволяют получать качественно экспонированные снимки в программном режиме даже на слайд, имеют придиктивную фокусировку, согласованное управление вспышкой, в том числе дистанционное. Они перематывают пленку почти мгновенно и очень хорошо защищены от проникновения влаги и пыли. Конечно, когда я описываю 35-мм камеры, я в основном опираюсь на самые совершенные профессиональные модели. Но сравнивать средний формат лучше всего именно с ними, так как среди современных фотоаппаратов под рольфильм вряд ли можно выделить любительские модели или модели начального уровня.
Взяв в руки средний формат после современного репортажного фотоаппарата, вы можете почувствовать себя ограниченным в возможностях. Вероятно, вам будет не хватать зум-объективов и согласованной вспышки, вы будете больше внимания уделять расходованию пленки, вам потребуется носить с собой зонтик на случай дождя, а при съемке с катера мечтать об объективах с оптической стабилизацией изображения. Но напечатав свои первые фотографии форматом 50х70 см вы поймете ради чего пошли на жертвы, и, я надеюсь, нисколько не пожалеете о том времени, когда снимали исключительно на 35-мм пленку.
Впрочем, и это наиболее оправданно, большинство фотографов работающих в среднем формате, имеют и узкопленочные фотоаппараты. Поэтому, прежде чем решиться вложить свои средства в среднеформатную систему, лучше всего попробовать поснимать среднеформатным фотоаппаратом, одолжив его на время у знакомого фотографа. Только трезво оценивайте первые впечатления и не ожидайте от камеры идеально эргономики или безупречной легкости, а также помните о том, что все системы разные и, возможно, другая лучше вам подходит.
 
Среднеформатные фотоаппараты
 
Фотоаппараты, предназначенные для преимущественной фотосъемки на широкую пленку (рольфильм) или с использованием цифровых приставок (задников) называются среднеформатными. Слово "преимущественной" поставлено не случайно. Много среднеформатных систем позволяет снимать и на 35-мм пленку, применяя специализированные магазины, в том числе и панорамные. С другой стороны рольфильм используется и в крупном формате с помощью специальных адаптеров, а большой листовой формат 4х5 дюймов применяется в среднеформатной фотографии в магазинах для мгновенной полароидной пленки.
 
В целом все среднеформатные фотоаппараты сконструированы для съемки на рольфильм и дают наилучшие результаты при его применении. Странно покупать среднеформатный фотоаппарат, чтобы снимать на узкую пленку, но в ряде ситуаций возможность использования 35-мм магазина может хорошо помочь и вам не придется нести еще одну камеру и объективы к ней.
Само понятие "средний формат" объединяет целую группу форматов, начиная с диспропорционального 6х3 см и заканчивая очень панорамным 6х24 см. В середине между этими двумя крайностями находятся наиболее распространенные средние форматы. Это 6х4,5 см - самый маленький из всех форматов с привычными пропорциями и самый технологически совершенный. Многие камеры формата 645 автоматизированы также как и узкопленочные репортерские, уступая, конечно, в цифрах, но не в составе функций. 6х6 - пожалуй, самый известный из всех средних форматов. 6х7 - теперь весьма популярный и обеспечивающий великолепное качество для подавляющего большинства работ на любых пленках, а теперь и в цифровой фотографии. 6х8 и 6х9 - ранее очень распространенные, а теперь довольно редкие форматы. 6х10, 6х12, 6х17, 6х24 - панорамные форматы, весьма специализированные и нечасто используемые, как из-за высокой стоимости, так и из-за ограниченной применимости в коммерческой фотографии.
 
Сразу замечу, что, несмотря на названия, реальные размеры кадров отличаются на несколько миллиметров. Так 6х4,5 скорее будет 41-42х56 мм; 6х6 - 56х56 мм; 6х7 - 56х69,5 мм; 6х8 и 6х9 - 56 мм по высоте и 78-90 мм в длину. Кроме того, и эти значения не абсолютно точны - могут быть отклонения на 1-2 мм, но преимущественно по длине кадра, так как высота рольфильма все равно около 61,5 мм. С некоторыми фотоаппаратами возможно использование более широкой 70 мм пленки, но ввиду ее малой распространенности я не буду акцентировать внимание на дополнительных, в том числе маскируемых форматах.
 
Из перечисленных средних форматов наиболее распространены три: 645, 66 и 67. Если у вас нет специфических требований, то вы остановитесь на каком-либо из них. Причем 645 наиболее автоматизирован, 66 за редким исключением весьма консервативен, а 67 более удобен по пропорциям и не заменим в тех случаях, когда вам нужно несколько больше чем 645. Отмечу, что когда мы говорим о формате фотоаппарата, то имеем ввиду наибольший или конструктивно оптимизированный формат, потому что, например, к камере семейства 67 могут быть задники для форматов 645 и 68, а для камеры 66 - 63 и 645.
 
Указанные форматы реализованы в однообъективных зеркальных камерах модульной конструкции, в виде двухобъективных зеркальных камер, дальномерных, шкальных и панорамных камер. Наконец, может встретиться вариант практически крупноформатной камеры, уменьшенной в размерах для использования рольфильма 6х7 или 6х9 см, обладающий большим набором подвижек.
 
Наибольшее распространение получили однообъективные зеркальные камеры модульной конструкции. Во многом образ среднего формата ассоциируется именно с этими фотоаппаратами. Здесь, как правило, самые длинные линейки оптики, самые развитые системы аксессуаров, самые громкие имена и совместимость с цифровыми задниками. Это рабочие лошади профессиональной фотографии и наиболее встречающиеся в продаже модели, в том числе и бывшие в употреблении. Популярность однообъективных зеркальных камер в среднем формате легко объяснима - это самые универсальные фотоаппараты. Если вы ориентируетесь на коммерческую фотографию широкого профиля, то выбор типа камеры за вас уже сделан.
Перечислю современные модели однообъективных зеркальных камер, получивших распространение.
 
Формат 645: Bronica ETRSi, Contax 645 AF, Hasselblad H1, Mamiya 645 E, Mamiya 645 Pro TL, Mamiya 645 AFD, Pentax 645 NII.
 
Формат 6x6: Bronica SQ-Ai, Bronica SQ-B, Hasselblad 501 CM, Hasslblad 503 CW, Hasselblad 555 ELD, Hasselblad 203 FE, Hasselblad 205 FCC, Rolleiflex 6008 int, Rolleiflex 6001, Rolleiflex 6002 и еще целый ряд моделей от Hasslblad и Rolleiflex. Pentacon Six, Киев 60, Киев 88 и 88 СМ также дают кадр 6х6.
 
Формат 6x7: Bronica GS-1, Mamiya RZ 67 Pro II, Mamiya RB 67 Pro SD, Pentax 67 II.
Немного особняком стоит камера Fuji GW-680 III позволяющая в некоторых пределах управлять перспективой и при этом имеющая классическую зеркальную конструкцию.
 
Не вдаваясь в подробности технических характеристик, отмечу преимущества и недостатки большинства однообъективных зеркальных камер модульной конструкции в сравнении с современными репортажными 35-мм моделями.
 
Итак, преимущества:
Большая площадь кадра и, как следствие, увеличение качества отпечатка стандартных размеров по сравнению с узким форматом или возможность печати больших изображений при сохранении качества. Различия весьма высоки. Так, кадр формата 645 обладает в 2,7 раза большей площадью, чем кадр 35-мм, формата 66 - в 3,8 раза, 67 - в 4,5 раза.
 
Возможность смены задников с пленкой (фильм-магазин, адаптер, "бэк" ("back")). В реальности это означает использование фотоматериалов различного типа параллельно, не задумываясь о том, когда же кончится эта 36-кадровая светочувствительная полоска и можно будет перейти в черно-белый вариант или на слайд. Начиная с формата 66, большинство систем предлагает варианты фильмовых магазинов с разными размерами и пропорциями кадра. Последняя тенденция - цифровые приставки (задники), для которых в современных камерах предусматривается специальный порт для обмена данными. Не все зеркальные среднеформатные камеры позволяют менять пленку, не дожидаясь ее окончания. Так, Mamiya 645 E и Pentax 645 NII традиционно используют кассетные вставки, заменить которые можно только в темноте, а камеры Pentax 67 II, Pentacon Six и Киев 60 воплощенные по принципу малоформатных зеркальных фотоаппаратов увеличенного размера, не обладают и такой возможностью. Отдельно стоит упомянуть адаптеры для использования мгновенной полароидной пленки, позволяющие провести репетицию съемки.
Возможность смены видоискателя. В среднеформатных системах за стандарт принято обеспечивать фотографа шахтой, пентапризмой и призмой с экспозиционной автоматикой. Также встречается и множество других конструкций: призмы с различными углами обзора, шахты с увеличением и прочее. Nikon F5 тоже позволяет менять видоискатели, но все знают - это исключение, а не правило.
 
Синхронизация на любых выдержках при использовании объективов с центральным затвором. Это некогда выдающееся преимущество среднеформатных камер в последнее время несколько нивелировано достижениями малоформатных ламельных затворов отсекающих до 1/300 в обычных условиях и до 1/8000 в режиме высокоскоростной синхронизации при "плоском" импульсе вспышки. Стандартная минимальная выдержка синхронизации у центральных затворов для среднего формата - 1/500 или 1/400 секунды и только у объективов под Rolleiflex это 1/1000.
 
Высокое качество оптики и сборки фотоаппаратов. Пожалуй, вряд ли Canon или Nikon можно упрекнуть в низком качестве объективов и фотоаппаратов. Но здесь имеется в виду другое. Производители узкопленочной фотоаппаратуры выпускают громадное количество объективов, которые можно разделить на бюджетные, среднего класса и профессиональные, причем преимущественно это объективы с переменным фокусным расстоянием. Производители среднего формата делают сравнительно мало объективов, только профессиональных и, преимущественно, с дискретными фокусными расстояниями. Дискретные объективы лучше, а малый объем производства означает более высокий контроль качества. На самом деле, качество среднеформатных объективов в большинстве своем сходно с качеством дискретных профессиональных объективов для узкого формата, а иногда и уступает ему, если это такие шедевры оптического производства как Canon EF 200/1,8 с его почти 100 лин/мм в центре поля изображения. Но, в целом, вы скорее получите качественную оптику все же в среднем формате, и не забывайте о значительно большей площади кадра, которая и при худшем качестве объективов означает лучшее качество фотографий. Покупая камеру среднего формата, вы можете быть уверенными в длительной и безотказной эксплуатации. Наиболее вероятно, что при регулярном сервисе фотоаппарат вам прослужит более 10 лет, и даже после этого вы сможете его выгодно продать. Когда я говорю об оптике, то непременно указываю на великолепный оптический рисунок расфокусированной области (боке) у объективов среднего формата. Да, здесь громких оптических имен много, но и деньги за эти имена просят не малые.
 
Преобладающая независимость среднеформатных камер от источников питания и возможность выбора между ручной и моторизованной перемоткой пленки. Если вы снимаете в условиях зимы, то наверняка знаете о проблемах с электропитанием камер. Почти каждая среднеформатная камера позволит вам быстро перейти на ручную перемотку пленки, если батареи привода иссякли.
Недостатков среднеформатных зеркальных камер модульной конструкции не меньше, чем достоинств, но не забывайте, что для каждого фотографа они имеют разное значение:
 
Большой вес и не всегда хорошая эргономика. Самые современные автоматизированные камеры 645 почти избавлены от этих недостатков. Но соотношение масса/площадь кадра для среднего формата часто более выгодно. Среднеформатная камера чаще требует штатива или монопода, что способствует вдумчивой съемке, но не способствует мобильности.
 
Малое число кадров. Камера формата 67 позволит вам сделать всего 10 кадров на пленке типа 120, с другой стороны в формате 645 можно отснять 33 кадра (почти 36), но на пленке типа 220, которая в Россию не поставляется.
Недостаточная влаго-, пыле- и ударостойкость. Хотя среднеформатные камеры часто выполняются из современных и весьма прочных материалов (различные сплавы и композиты), они требуют бережного обращения и не позволят мочить себя часами под дождем как репортерские модели.
 
Не все среднеформатные камеры имеют сопряженную экспоавтоматику, широкий набор зум-объективов и, тем более, автофокус. В ряде случаев это мешает, в ряде случаев помогает работе, наконец, некоторые среднеформатные камеры предоставляют все это сразу и потому вряд ли могут быть подвергнутыми критике.
 
Невысокая светосила оптики и меньший диапазон фокусных расстояний. Диафрагма 2 - это максимум, на который вы можете рассчитывать в среднем формате и то только у нескольких объективов. Большинство объективов менее светосильно, и 4, а то и 5,6 - первое, с чего придется начинать. 1000 мм фокуса зеркального объектива для Pentax 67 II - это предел среднего формата, при этом не забывайте, что 1000 мм в формате 67 эквивалентно 500 мм в узком.
Невысокая скорость съемки. 2 кадра в секунду - пока предел на сегодня. Пленка для среднего формата шире, тяжелее, да еще с ракордом.
 
Как видно достоинств и недостатков много. Некоторые из них могут навсегда отстранить вас от среднего формата или, наоборот, приобщить к использованию рольфильма. Иногда исключительно маленькая особенность камеры заставляет приобрести ее, или только один объектив линейки требует покупки фотоаппарата. Так или иначе, однозначного ответа для всех ситуаций не существует. Именно поэтому и есть разные среднеформатные системы, именно поэтому бывают и другие фотоаппараты.
 
Если вы решитесь приобрести среднеформатную камеру, то не забывайте, что выбирать, скорее всего, вам придется не камеру как таковую, а систему. Систему, которая будет включать в себя один или несколько фотоаппаратов, линейку сменной оптики, дополнительные аксессуары, такие как пленочные магазины, макрокольца, меха для макросъемки, различные видоискатели, приводы и даже кейсы.
 


Статью разместила: Мaria Кasta

По материалам: www.80mm.ru

Источник: Fashion Bank

Раздел: Фотография

Добавить комментарий Добавить комментарий:        Код для вставки на сайт Код для вставки на сайт:        Версия для печати Версия для печати

Комментарии к статье:

Ирина IRENKA Кириллова
Ирина IRENKA Кириллова 10.10.2010, 03:04

Мария, автор "Вашей" статьи Ярослав Амелин.
Источник http://www.mformat.com/article.asp?mv=5&mf=70&mp=1

топ5 публикаций

Информация

О проекте

Сотрудничество

Контакты

Реклама на сайте

Разделы

Публикации

Новости

Блоги

События

Коллекции

Фотостудии

Обучение

Маркет

Каталог

Модели

Фотографы

Стилисты

Модельеры

Модельные агентства

Работодатели

Сервисы

Регистрация

Разместить объявление

Найти модель

Найти фотографа

Найти стилиста

Найти агентство

Найти модельера

© 2007-2024.
// Создание сайта - 2opexa
Вся информация на сайте является объектом авторских прав и принадлежит порталу Fashion Bank.
Права на все фотографии, принадлежат авторам.
Пожалуйста, прочтите "Условия распространения информации".